• О проекте
  • Партнеры
  • Обратная связь
  • Русский
  • English
  • Francais
Категории
  • Чистые технологии
  • Политика и финансы
  • Устойчивые города
  • Инициативы
  • Природный потенциал
  • Климат
  • Видео
  • Чистые технологии
  • Политика и финансы
  • Устойчивые города
  • Инициативы
  • Природный потенциал
  • Климат
  • Видео
19 декабря 2016

Экообразование в школах: как воспитать лидеров устойчивого развития?

Новое поколение школьных учебников по экологии позволяет детям воочию увидеть современные экотехнологии и редких обитателей городов. Фото: climaterussia.ru

Сегодня экология находится за рамками основной школьной программы. Между тем именно в школах должны закладываться основы экологической культуры. «Климат России» — о том, как воспитать «зеленых» лидеров и зачем они нужны.

По данным Минприроды РФ, каждый год от последствий экологических проблем Россия теряет от 2,5 до 4% ВВП. В первую очередь от этого страдают города, которым угрожают загрязнение воздуха, аномальная жара, подтопления, накопленные отходы и т.д. Экологические вызовы создают необходимость в подготовке новых лидеров, которым для решения проблем понадобятся комплексные знания в области охраны окружающей среды.

Между тем, по данным Межрегиональной ассоциации образования и просвещения по экологии и устойчивому развитию, экологию в России преподают лишь в отдельных образовательных учреждениях. В школах основой таких занятий являются программы дополнительного образования, представляющие собой факультативные и элективные учебные курсы (элективные — обязательные для посещения профильные курсы по выбору учащихся на старшей ступени школы), а также внеурочную деятельность. К последней, например, относится озеленение прилегающей территории, экскурсии в парки и заповедники. В период каникул некоторые школы организуют турпоходы, направленные на закрепление полученных знаний.

Однако такие занятия и мероприятия практически не подлежат учету и систематизации. Следовательно, по ним невозможно судить об уровне знаний, которые получают дети и подростки.

В то же время важным звеном детско-юношеского экообразования являются городские и региональные олимпиады. Начиная с 1994 года Минобрнауки РФ ежегодно проводит Всероссийскую олимпиаду школьников по экологии. В 2015 году больше всего ребят участвовало в региональном этапе состязания в Москве (340 человек), а также в Самарской (166) и Московской (123) областях. В финал всероссийской экоолимпиады прошло 223 школьника из 57 регионов страны.

Закон об экообразовании — не панацея в воспитании эколидеров

На данный момент в 12 регионах России действуют законы об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры. Как правило, они охватывают весь перечень образовательных учреждений — школы, средние специальные учебные заведения, вузы. Законы об экообразовании есть в Башкортостане, Дагестане, Волгоградской, Ивановской, Иркутской, Костромской, Тюменской и Ульяновской областях, ХМАО, Приморском и Камчатском краях, а также в Якутии.

В 60 субъектах РФ приняты постановления администраций, затрагивающие вопросы экопросвещения. Между тем, судя по выступлениям школьников на всероссийской олимпиаде и экологическим проблемам регионов, одного лишь закона недостаточно для формирования у детей и подростков экологических культуры и знаний.

В последние годы на правительственных площадках и в СМИ ведутся дискуссии о необходимости принятия закона о всеобщем и комплексном экообразовании. Среди его пунктов — включение в основную школьную программу обязательных занятий по экологии и разработка критериев знаний и навыков в области охраны окружающей среды, приобретаемых на всех ступенях начального, среднего и высшего образования. В феврале 2016-го в Госдуму был внесен соответствующий законопроект, однако после обсуждения в профильном комитете он был отозван.

Между тем важно понимать, что закон — это установленные правила, нормативы и руководства. Результаты их применения напрямую зависят от качества образовательных продуктов, с которыми будут взаимодействовать дети и подростки. Поэтому главная задача учебных материалов — заинтересовать школьников темой охраны окружающей среды.

Как увлечь экологией поколение мобильного интернета?

Повсеместное распространение интернета и мобильных устройств изменили восприятие молодежи. Сегодня для привлечения внимания школьников и усвоения ими учебного материала необходимо использовать современные средства подачи информации. Новое поколение образовательных продуктов отличают научно-популярные тексты, инфографика, оригинальные задания для самостоятельной работы, технологии виртуальной реальности.

Такие проекты — возможность вывести школьное экообразование на новый уровень. Уже сегодня передовые учебные продукты становятся основой факультативных курсов, которые внедряются в лучших образовательных учреждениях Москвы.

Один из ярких школьных экопроектов — учебно-игровое пособие «Климатическая шкатулка». В 2014 году его выпустила Программа развития ООН в России при поддержке Глобального экологического фонда (ГЭФ), Минприроды РФ и компании «Кока-Кола». Пособие рассказывает школьникам о феномене глобального потепления, его последствиях в России и в мире, важности ответственного потребления.

Следующий шаг в развитии дополнительного школьного экообразования сделал проект «Экополис», реализованный в 2016-м Фондом «Русский углерод». «Экополис» — не просто очередное пособие по экологии. Наряду с научно-популярным изданием в комплект учебно-игровых материалов входят опросные карточки, плакаты «Что такое экологический след?» и «Как снизить воздействие на климат?», а также рекомендации для учителей по использованию материалов в образовательных целях.

Московские школьники начали изучать экологию с помощью 3D-технологий

https://www.youtube.com/watch?v=PNm4_yR2Sm8
Источник:
Телеканал 360° Подмосковье

В основе проекта — интерактивный учебник, который объясняет школьникам проблемы устойчивого развития городов на примере Юго-Восточного административного округа Москвы. Впервые в сфере экообразования в России реализована технология дополненной реальности. Благодаря ей при наведении смартфонов и гаджетов на ряд изображений школьники могут увидеть анимированных животных из Красной книги Москвы, производственные процессы на предприятиях, объекты инфраструктуры на интерактивной карте: пункты раздельного сбора, технопарки, велодорожки, спортплощадки. За волшебное преображение картинок в 3D-«мультики» в «Экополисе» отвечает компания «Увлекательная реальность».

Пример дополненной реальности из пособия «Экополис». Всего для проекта было разработано 11 анимированных 3D-изображений. Фото: climaterussia.ru

«Мы постарались сделать все возможное, чтобы показать ребятам сложные явления из жизни города и его обитателей», — говорит директор компании Виталий Чегерев.

В создании «Экополиса» приняли участие ведущие эксперты правительства Москвы, ООН, фонда «Наше будущее», авторы Красной книги столицы, проектов «Чистые игры», «МоcЭко / РосЭко» и «Веломост», представители Совета по экологическому строительству в России и Ассоциации европейского бизнеса. Существенную информационную и финансовую поддержку «Экополиса» оказало ПАО «Газпром нефть». С 2011 года эта компания управляет расположенным в ЮВАО столицы Московским нефтеперерабатывающим заводом. По завершении модернизации в 2021 году он станет лучшим НПЗ Европы по техническим и экологическим параметрам.

В целях повышения учебно-образовательной и социальной значимости «Экополиса» была разработана двухступенчатая схема реализации проекта. В этом фонду «Русский углерод» помог Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма (МДЮЦ ЭКТ) — оператор дополнительного школьного образования столицы.

«На основе пособия "Экополис" методической службой нашего центра была разработана и принята педагогическим советом программа дополнительного образования вводного уровня объемом 18 часов. Она внедрена в 100 школах ЮВАО Москвы. Это первая ступень практической реализации "Экополиса". Вторая представляет собой создание школьниками по итогам факультативного курса своего проекта на тему устойчивого развития города», — рассказывает руководитель МДЮЦ ЭКТ Дмитрий Моргун.

В феврале 2017-го на VI Московском городском конкурсе социально значимых экопроектов школьников будет организована секция «Работы, выполненные на основе учебно-игрового пособия “Экополис”». Приняв участие в ней, дети и подростки смогут реализовать на практике приобретенные экознания, а учителя — заработать рейтинговые баллы и побороться за звание лучшего школьного учителя страны. Конкурс входит в перечень мероприятий, рекомендуемых Департаментом образования Москвы.

Представитель школы №1148 ЮВАО Москвы Екатерина Власова одной из первых получила комплект учебно-игровых материалов «Экополис» на презентации проекта в Московском-детско юношеском центре экологии, краеведения и туризма. Фото: МДЮЦ ЭКТ

В случае получения положительных отзывов от учительского сообщества, учащихся и их родителей разработчики «Экополиса» намерены выйти с аналогичной инициативой к администрациям городов и регионов России. Тиражирование проекта поможет сформировать у юных жителей страны культуру бережного отношения к природе и воспитать эколидеров, обладающих комплексными знаниями об окружающей среде, считает исполнительный директор Фонда «Русский углерод» Алексей Шадрин. С ним согласна председатель комиссии Мосгордумы по экологической политике Зоя Зотова.

Исполнительный директор Фонда «Русский углерод» Алексей Шадрин вручает Зое Зотовой учебно-игровое пособие «Экополис». Фото: пресс-служба Мосгордумы

«Мы должны шагать в ногу со временем и использовать передовые методы обучения, в том числе инновационные технологии. “Экополис” способен привлечь молодежь к охране окружающей среды, заинтересовать своим необычным оформлением и творческими решениями. Это пример нового этапа в развитии школьного экообразования, результат огромного труда ведущих экспертов в области экологии. Я искренне надеюсь, что "Экополис" будет востребован не только в Москве, но и в регионах России», — отметила депутат.

Автор: Александр Титов

Читайте лучшие статьи портала «Климат России»:

— Топ-10 реальных последствий изменения климата

— 10 фактов об изменении климата, которые должен знать каждый

— Вместо нефти и газа. Какие проекты возобновляемой энергетики успешно работают в России? 

— Aerostate.org — сервис прогнозов... воздуха

— Углеродный рынок как предчувствие. Как страна переходит на траекторию низкоуглеродного развития

Новости по теме
Инициативы В Москве презентуют интерактивный учебник по устойчивому развитию территорий 8 декабря 2016 Инициативы Зеленые вузы ЕАЭС объединяются для решения глобальных проблем 5 декабря 2016
Следите за нами в социальных сетях
Новости раздела
Устойчивые города Фонд «Русский углерод» разрабатывает «Экополис» — инновационное пособие для школ ЮВАО Москвы 17 ноября 2016 Инициативы «Бизнес для леса»: итоги—2016 и планы на Год экологии 5 октября 2016
Подпишитесь на новости
Будьте в курсе событий

Наша страна обладает уникальным природным потенциалом — запасом планетарной экологической устойчивости, который необходим для спасения мира от изменения климата. Портал "Климат России" призван раскрыть этот потенциал для граждан страны и всего мира.

  • Чистые технологии
  • Политика и финансы
  • Устойчивые города
  • Инициативы
  • Природный потенциал
  • Климат
  • Видео
  • О проекте
  • Партнеры
  • Обратная связь
  • Карта сайта
  • Я нашел ошибку
Мы в социальных сетях
Сделано
в студии