ПРООН развивает устойчивый транспорт в России

В 2013 году Программа развития ООН (ПРООН) и Министерство транспорта Российской Федерации запустили проект Глобального экологического фонда (ГЭФ) «Сокращение выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта в городах России».
Основной целью проекта является сокращение выбросов парниковых газов от авто транспорта и демонстрация возможностей создания умных низкоуглеродных транспортных систем. Одна из важнейших задач – рассказать россиянам о преимуществах устойчивого транспорта.
Заместитель руководителя проекта Римма Филиппова рассказала порталу «Климат России» о планах и достигнутых результатах.
Устойчивая транспортная система
Расскажите, что такое устойчивый транспорт?
Устойчивая транспортная система - такое состояние транспортной системы, которое обеспечивает выполнение социально и экономически оправданного объема перевозок, не нанося ущерба здоровью человека и окружающей среде, а также не нарушая права нынешних и будущих поколений.
Если развитие городского транспорта в России продолжится по текущему сценарию, можно ожидать дальнейшего роста использования личного автотранспорта и сокращения доли общественного транспорта в пассажироперевозках.
Для жителей российских городов доступно мало вариантов энергоэффективного передвижения. Как правило, жители выбирают между общественным транспортом и личным автомобилем. В большинстве случаев выбор определяется затратами и удобством перемещения, а не топливной эффективностью и экономичностью транспортного средства.
Обеспеченные городские жители отдают предпочтение личному транспорту, который во многих случаях имеет значительный расход топлива. Многие покупают на вторичном рынке крупногабаритные машины класса «люкс» с мощными двигателями.
Горожане пренебрегают общественным транспортом по целому ряду причин. В том числе из-за больших интервалов в движении и низкого качества услуг, неудобных маршрутов или их полного отсутствия.
При этом, никто публично не говорит о возможностях выбора в пользу общественного и энергоэффективного городского транспорта. Поэтому, граждане нашей страны имеют слабое представление о том, каким должен быть современный и устойчивый транспорт.

Проект "Сокращение выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта в городах России"
Расскажите подробнее о вашей программе по сокращению выбросов парниковых газов от автомобилей.
Мы хотим повысить осведомленность горожан, в том числе автомобилистов, о преимуществах низкоуглеродного транспорта. Реализация проекта предполагает:
- пилотные мероприятия в Казани по комплексному планированию транспортной системы и созданию условий для перехода на более эффективные и экологичные виды транспорта, включая электромобили и гибриды;
- проведение пилотных мероприятий в Калининграде по планированию и созданию устойчивой магистральной линии городского пассажирского транспорта, демонстрация эко транспорта;
- содействие в разработке нормативно-правовой базы для поддержки автомобилей с низким уровнем выбросов и устойчивых систем общественного пассажирского транспорта в средних городах России;
- проведение открытых семинаров об успехах наших проектов в Казани и Калининграде.
Министерство транспорта Российской Федерации выступает в качестве национального исполнительного партнера проекта и несет ответственность за планирование и общий контроль над проектными мероприятиями. Программа развития ООН отвечает за полную реализацию Проекта, исполнение мероприятий, контроль, мониторинг и оценку проекта, отчетность перед ГЭФ.

Результаты проекта
Расскажите о результатах реализации проекта на сегодняшний день. Есть ли уже какие-то достижения?
Успехов много! Во-первых, совместно с Администрацией Казани мы ведем разработку Комплексной схемы организации дорожного движения города на 2014 – 2020, с перспективой до 2030 г. (КСОДД). Основной целью работы является удовлетворение транспортных потребностей города с минимальными издержками и максимальной безопасностью.
В частности, предусмотрены мероприятия по сбору данных о состоянии безопасности дорожного движения Казани; определение направлений развития транспортной системы города; разработка адресных мероприятий по совершенствованию организации дорожного движения; разработка схемы дислокации дорожных знаков, светофорных объектов, дорожной разметки и т.д.; прогноз изменений показателей транспортной системы, оценка экономического эффекта и состояния городской среды.
КСОДД содержит комплекс взаимосвязанных научно-обоснованных конкретных мероприятий и рекомендаций по организации дорожного движения, предусматривающих повышение качества, доступности, эффективности транспортной системы города, предотвращение заторовых ситуаций при условии обеспечения безопасности дорожного движения, снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду с учётом экономически обоснованных вложений.
На сегодняшний день завершены все этапы работы, осуществляется приемка результатов КСОДД. По ее итогам будут внесены соответствующие изменения в региональные законодательные акты - правила землепользования и застройки.
Во-вторых, совместно с Администрацией города Калининграда мы ведем разработку комплексной схемы развития городского пассажирского транспорта общего пользования на перспективу до 2020 года с учетом реализации задач транспортного обеспечения проведения игр Чемпионата мира по футболу 2018 года. По состоянию на сегодня завершены и приняты 6 из 7 этапов данной работы.
Кроме того, проектом совместно с АНО «Исполнительная Дирекция по подготовке к чемпионату мира по футболу в Калининградской области 2018» ведется разработка операционного транспортного мастер-плана обеспечения мероприятий Чемпионата и Плана управления перевозками в г. Калининграде с учетом формирования экологического наследия.
Завершена работа по внедрению в России системы «эко-маркировки» вновь регистрируемых и эксплуатируемых автотранспортных средств.
Она представляет собой систему мероприятий (применение специальных этикеток, деклараций, информационных листков, электронных чипов, баз данных, специальных отметок в регистрационных документах и т.д.) по обеспечению заинтересованных лиц и организаций информацией об экологических и энергетических характеристиках транспортных средств, их выбросах диоксида углерода (СО2) и другой связанной с этим полезной информацией.
В 2014 году Проект утвержден в качестве официального национального координатора Европейской недели мобильности от Российской Федерации. Соответственно, наш проект привлекал субъекты Российской Федерации к участию в Европейской неделе мобильности (16-22 сентября 2015г.) и Всемирном дне без автомобиля (22 сентября 2015г.). Каждый год эта кампания посвящается различным темам, связанным с привлечением внимания общественности к проблемам избыточного количества автомобильного транспорта и загрязнению воздуха в городах. В 2015 году официальными участниками Европейской недели мобильности стало тридцать пять городов.
Для сравнения в 2013 году в акции официально участвовало 2 города, а в 2014 году – 16. Более сорока городов России провели мероприятия, посвященные Всемирному дню без автомобиля без официальной регистрации.
Ежегодно Проект проводит обучение эко-вождению в автошколах ДОСААФ России и автотранспортных предприятиях в Калининграде и Казани. В качестве тренеров мы привлекаем опытных специалистов. Кроме того, мы проводим конференции, семинары, обучающие тренинги в пилотных городах проекта.