Российский бизнес и регионы будут добровольно бороться с изменением климата
Программы добровольных обязательств по ограничению и компенсации выбросов парниковых газов бизнеса и регионов обсуждаются в России в свете принятия исторического Парижского соглашения по климату.
На Парижском климатическом саммите Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун обратился к бизнесу, странам и регионам с призывом принять добровольные обязательства по сокращению выбросов. В ответ на это представители международного бизнеса и передовых территорий выразили готовность возглавить переход мировой экономики к безуглеродному развитию. Они договорились добровольно установить публичные цели по снижению выбросов CO2, инвестировать в чистые технологии и постепенно выводить деньги из «грязных» отраслей, завязанных на ископаемом топливе.
При этом реализация добровольных мер по снижению парниковых выбросов способна принести компаниям и регионам целый ряд конкурентных преимуществ.
«Во-первых, инвентаризация выбросов и определение внутренней цели по их снижению помогает осознать возможности для совершенствования бизнес моделей и внедрения инновационных низкоуглеродных технологий.
Во-вторых, реализация проектов сокращения выбросов помогает экономить средства за счет более рационального использования ресурсов. Утилизация или повторное использование энергии и материалов значительно уменьшает зависимость от колебания рыночных цен. Кроме того, демонстрируя вклад в глобальную борьбу с изменением климата, компании улучшают собственный имидж и получают доверие потребителей.
Важно и то, что участие в «климатической гонке» на раннем этапе позволит принять участие в формировании нового законодательства», – комментирует преимущества добровольных действий по борьбе с изменением климата Исполнительный директор Фонда «Русский углерод» Алексей Шадрин.
Алексей Шадрин, Исполнительный директор Фонда "Русский углерод"
В самом тексте Парижского Соглашения добровольным обязательствам по снижению и компенсации выбросов отведена очень важная роль. Отныне в международный оборот вводится понятие «международных конвертируемых результатов деятельности по снижению воздействия на климат» (internationally transferable mitigation outcomes), основные критерии таких «конвертируемых результатов митигации» и требования к их учету.
По словам заместителя генерального директора компании «Экоком» и члена рабочей группы Минэкономразвития России по экономическим вопросам охраны окружающей среды и регулирования выбросов парниковых газов Антона Галеновича, они представляют собой единицы соблюдения добровольных обязательств или зачетные единицы сокращения/увеличения абсорбции выбросов парниковых газов, которые целесообразно использовать в добровольных программах для обеспечения их международного признания.
Антон Галенович, заместитель генерального директора компании «Экоком», член рабочей группы Минэкономразвития России по экономическим вопросам охраны окружающей среды и регулирования выбросов парниковых газов.
«Одним из основных требований к таким единицам является одобрение их Стороной РКИК ООН и Парижского соглашения. Правительство РФ в настоящий момент не имеет полномочий вводить меры по ограничению и регулированию выбросов парниковых газов. Они могут быть предоставлены Правительству согласно федеральному закону, который планирует инициировать Минприроды России в 2016 году. В то же время, для одобрения и учета добровольных программ, проектов и соответствующих им единиц соблюдения обязательств полномочий Правительства вполне достаточно», - пояснил эксперт.
Для начала реализации добровольных инициатив Правительству необходимо назначить ответственный федеральный орган исполнительной власти, требования и порядок для одобрения «международных конвертируемых результатов деятельности по снижению воздействия на климат». А со стороны инициаторов и участников добровольных программ требуется разработать и внедрить систему учета выбросов, соответствующую международным и российским критериям.
Итоги Парижской конференции дали понять российскому бизнесу и истэблишменту, что управление ресурсом прав на выбросы парниковых газов является мощным инструментом не только экологической, но и экономической, энергетической, промышленно-технической политики.
Представители лидирующих компаний собираются обсудить предложения для Правительства на профильных площадках, в том числе в рамках Рабочей группы Минэкономразвития России по экономическим вопросам охраны окружающей среды и регулирования выбросов парниковых газов.
Есть все основания полагать, что те, кто примет участие в обсуждениях на раннем этапе, впоследствии станут лидерами как в своем регионе, так и на национальном уровне - они получат конкурентные преимущества и возможность вносить свои предложения в федеральную повестку.
Автор статьи: Елена Котова