Участвуйте в создании углеродного рынка!
Указом Президента России от 30 сентября 2013 года №752 «О сокращении выбросов парниковых газов» установлены количественные обязательства по ограничению и сокращению выбросов парниковых газов на период до 2020 года на уровне 75% от объема выбросов 1990 года, что на 25% строже количественных обязательств, которые Российская Федерация несла в 2008 – 2012 гг. Представление национального вклада Российской Федерации к новому всеобъемлющему соглашению Сторон рамочной Конвенции ООН об изменении климата в Париже свидетельствует о намерении дальнейшего ужесточения внутренних количественных обязательств нашей страны по ограничению и сокращению выбросов парниковых газов на долгосрочный период.
Для обеспечения количественных обязательств планом Правительства РФ предусмотрено введение системы прямого регулирования парниковых выбросов. К сентябрю 2017 года будет определена модель такого регулирования.
Как свидетельствуют достижения экономической науки и международный практический опыт, наиболее экономически обоснованным способом снижения издержек и максимизации выгод от ограничения и сокращения атмосферной эмиссии является создание рынка прав на выбросы и введение таких прав в экономический оборот. Создание углеродных рынков является результатом предпринимательской инициативы, в том числе предупреждающей и сдерживающей административные или налоговые меры принуждения со стороны государства, резервирующей за экономическими агентами обоснованный объем прав на выбросы парниковых газов. Чем более зрелыми становятся такие рынки, тем более масштабные и инновационные технологии и решения становятся востребованными и рентабельными. Все решения требуют финансирования, вопрос заключается том, каков источник такого финансирования: бюджет (налогоплательщики), операторы (владельцы) источников выбросов или рыночный спрос?
В целях оценки обоснованности проекта создания углеродного рынка в России, согласования ориентиров и стратегии его построения в преддверии Парижской конференции Сторон РКИК ООН, в которой, по всей вероятности, примет участие и Президент России, российские и международные эксперты и предприниматели обсуждают возможности консолидации позиции и координации действий сторонников рыночных методов надежного достижения количественных климатических целей:
- Поскольку в России пока отсутствуют как нормативно-правовые основы, так и практический опыт создания рынков экологических стоимостей, рассматривается возможность организации встречи лидеров российского бизнеса – сторонников экономических методов решения масштабных задач – с участием ведущих в мире специалистов по экономике экологических рынков, архитекторов рынков атмосферных выбросов, основателей таких базовых институтов как климатические биржи и представителей лидирующих участников углеродных рынков. С рядом из них проведены предварительные переговоры. Встречу предлагается провести под эгидой Оксфордского университета. Участие на раннем предварительном этапе подготовки такой встречи позволит внести весомый вклад в идеологию, содержание, состав участников, повестку дня и в те результаты, которые будут достигнуты по ее итогам.
- За последние годы российские эксперты инициировали, приняли участие и выполнили широкий круг научно-исследовательских работ, включая:
- анализ научных основ построения рынков экологических стоимостей, в том числе рынков атмосферных эмиссий,
- анализ воздействия регулирования выбросов парниковых газов на конкурентоспособность экономики,
- анализ рисков углеродного регулирования для российского углеродоемкого экспорта,
- практический международный опыт внедрения систем регулирования выбросов парниковых газов,
- разработку принципиальной пилотной модели рыночного регулирования выбросов парниковых газов на основе сравнительной оценки возможных моделей,
- разработку дорожной карты построения углеродного рынка России,
- разработку проекта позиции российского бизнеса в отношении регулирования выбросов парниковых газов и т.д.
На основе этих разработок, которые получили высокую оценку, в том числе, признанных международных экспертов, но практически недоступных заинтересованной аудитории, предполагается издание сборника материалов «Углеродный рынок России: основы, модели и перспективы» и организация тренингов по ключевым, но наименее известным в России аспектам климатической проблематики, а именно, по вопросам об экономике управления ресурсов прав на выбросы.
- Стержневым институциональным элементом программы количественных обязательств, предусматривающей использование рыночных механизмов, является отслеживание выполнения количественных обязательств и движения соответствующих им единиц соблюдения. В качестве такого стержневого элемента разрабатывается открытая платформа, способная выполнять функции:
- учета и передачи единиц соблюдения в счет добровольной компенсации «углеродного следа»
- сопряжения программ количественного регулирования выбросов парниковых газов
- биржевой площадки торговли выбросами.
- Элементы принципиально различных подходов к регулированию выбросов – административно-технические, фискальные или рыночные – могут сочетаться при условии выбора одного из них в качестве основного. Для формирования «фракции рыночников» на площадке диалога с Правительством планируется организация неформальной встречи сторонников рыночного регулирования – участников рабочей группы Минэкономразвития России по экономическим вопросам охраны окружающей среды и регулирования выбросов парниковых газов.
Предлагаемые практические шаги в направлении разработки и запуска пилотной, тестовой фазы российского углеродного рынка и его институтов представляются как никогда своевременными для выбора оптимальной модели климатической политики России. По вопросам сотрудничество просим обращаться по почте info@russiancarbon.org