Как развить низкоуглеродную экономику — рецепты от бизнеса
Солнечная электростанция «Перово» мощностью более 105 МВт в Крыму. Фото: rushidro.ru
Дискуссии о переходе России к низкоуглеродной экономике, которая станет лекарством от «голландской болезни» (когда подъем в отдельном секторе, как правило, в добывающей отрасли, и вызванный им быстрый рост экспорта приводят к увеличению инфляции и безработицы), продолжаются — как в кабинетах власти, так и среди представителей бизнес-сообщества. Так, заседанию рабочей группы АЕБ предшествовало совещание у вице-премьера РФ Александра Хлопонина, посвященное оценке последствий ратификации Россией Парижского соглашения по климату. Такую оценку Минэкономразвития уже давало — к декабрю ведомство должно подготовить комплексный анализ по ключевым отраслям.
В то же время Минприроды планирует дополнить методики учета выбросов и поглощений парниковых газов данными по лесам. Юридический парадокс — сейчас один из главных газов, диоксид углерода (СО2), не относится к группе загрязнителей. Цель этих усилий — получить единицы поглощения, которые могут быть зачтены в будущей национальной системе регулирования выбросов парниковых газов. Параллельно Минприроды разрабатывает методику учета косвенных энергетических выбросов — прежде всего тех, которые возникают при производстве электричества, покупаемого предприятием.
Еще одна важная задача, стоящая перед федеральными органами исполнительной власти (в частности, Минпромторгом), — составление справочников наилучших доступных технологий (НДТ) в разных сферах экономики. Эти перечни станут ориентирами для бизнеса и позволят стимулировать внедрение инноваций.
К сентябрю 2017-го должна быть готова стратегия низкоуглеродного развития России, которая станет плацдармом для утверждения Парижского климатического соглашения. Горизонтом его ратификации пока называют 2020 год, когда документ должен вступить в силу.
Наряду с этим в СМИ ведутся жаркие дискуссии об углеродном налоге и создании пилотного проекта безуглеродной зоны в Восточной Сибири. Пока, похоже, что верх одерживают противники ограничения выбросов.
Что сегодня представляет собой российское регулирование
По мнению экспертов, плата в будущей системе государственного регулирования парниковой эмиссии будет взиматься за выбросы, которые превышают уровень НДТ.
«Однако пока нет четкого понимания, можно ли погашать избыточные выбросы компенсирующими сокращениями и куда пойдут деньги. Наилучшая практика заключается в «нулевой доходности» такой платы. Суть — средства идут не в казну, а на реализацию климатических проектов, поддержку низкоуглеродного развития, адаптацию к изменению климата», — подчеркивает глава рабочей группы АЕБ по климатической политике, председатель совета Фонда «Русский углерод» Антон Галенович.
Председатель рабочей группы АЕБ по климатической политике Антон Галенович считает, что бизнес должен доносить до власти свое видение национальной системы регулирования выбросов парниковых газов и реализовывать собственные пилотные инициативы. Фото: АЕБ
По его словам, планам правительства по созданию национальной системы регулирования не хватает глубины проработки низкоуглеродного инструментария. Среди прочего к нему относятся правила, критерии, требования, руководства, механизмы снижения, единицы, информационно-технологическая платформа заверения и учета результатов действий по снижению воздействия на климат, которые соответствовали бы международным стандартам, были бы совместимы с требованиями систем регулирования выбросов парниковых газов других стран и международных финансовых организаций. Наличие широкого инструментария позволяет климатически ответственному бизнесу осуществлять нормативно подтвержденные действия по минимизации экологического ущерба, сокращению углеродного следа продукции и достижению углеродной нейтральности, поясняет эксперт.
О чем говорит зарубежный опыт
Один из наиболее активно обсуждаемых вариантов государственного регулирования выбросов парниковых газов в России — введение специальных ограничений на выбросы парниковых газов, или квотирование. На заседании в АЕБ были проанализированы две действующие системы торговли выбросами, в основе которых лежит распределение квот, — в Казахстане и Южной Корее. Несмотря на существенные различия этих стран в экономическом плане, внедренные в них системы квотирования демонстрируют схожие результаты.
В Казахстане первая инвентаризация выбросов на всех предприятиях прошла в 2010 году. Основными источниками парниковой эмиссии в стране являются предприятия топливно-энергетического комплекса, использующие угольную генерацию. Внедрению системы торговли выбросами (СТВ) предшествовала многолетняя подготовка внутреннего законодательства, по завершении которой выбросы стали субъектом права, рассказывает менеджер отдела корпоративного управления и устойчивого развития KPMG Владимир Лукин.
На заседании в АЕБ Владимир Лукин из KPMG (второй слева) рассказал о системе госрегулирования в Казахстане и Южной Корее. Фото: АЕБ
В 2012-м на основе данных по инвентаризации на все установки с объемом выбросов от 20 тысяч тонн CO2-эквивалента были распределены квоты. По закону без получения квоты компания не имеет права осуществлять деятельность. В случае превышения выделенной нормы организация может либо компенсировать превышения с помощью покупки дополнительных квот (углеродных единиц в системе СТВ), либо реализовать на установках, не подлежащих квотированию, проект по снижению выбросов парниковых газов.
По словам эксперта, несмотря на серьезную методическую и нормативную подготовку (в Казахстане в области углеродного регулирования принято более 30 нормативно-правовых актов), отсутствие практики разработки и реализации проектов в рамках механизмов Киотского протокола и сфокусированность регуляторных механизмов на достаточно узкой группе природопользователей (сплошь крупные компании) оставило за бортом средние и малые предприятия, которые не смогли реализовать свой потенциал сокращения выбросов.
Запущенная в прошлом году система регулирования выбросов парниковых газов в Южной Корее — первая в Юго-Восточной Азии. По сути она практически не отличается от СТВ в Казахстане: в основе обеих лежат принципы Европейской системы торговли выбросами (EU ETS), поясняет Лукин. Ключевое различие — в Корее квотированию подлежат предприятия с объемом выбросов от 125 тысяч тонн CO2-эквивалента. 80% квот достается 50 крупнейшим эмиттерам страны. Всего в течение прошлого года в Южной Корее было совершено 19 торговых операций на сумму 180 тысяч долларов. СТВ Кореи пока не оправдает ожиданий и не является существенным стимулом низкоуглеродного развития.
«Как показала практика, фокус на крупных эмиттерах приводит к низкой эффективности регулирования. Это связано с ограниченностью возможностей сокращения выбросов на крупных предприятиях», — резюмирует эксперт.
Для модернизации производства и внедрения низкоуглеродных технологий требуются серьезные инвестиции и время. Поэтому крупным компаниям проще купить сокращения на стороне, чем совершать апгрейд своего хозяйства. Мелкие и средние фирмы в совокупности обладают большим потенциалом: им дешевле и проще технологически перевооружиться и снизить выбросы, но зачем это делать, если регулятор к этому не обязывает?
На встрече в АЕБ эксперты высказали опасения, что государственная система углеродного регулирования в России будет ориентироваться на контроль крупных предприятий, что не позволит в полной мере использовать потенциал сокращения выбросов малого и средного бизнеса.
Предложения бизнеса по регулированию в России
В России концепцию федерального закона о государственном регулировании выбросов парниковых газов намерены подготовить к июню 2018-го. Между тем бизнес-сообщество уже осуществляет инициативы по внедрению новых механизмов.
«Мы хотим, чтобы правительство признавало проектную и программную деятельность компаний в области сокращения выбросов и засчитывало результаты в будущей обязательной системе регулирования», — отмечает Антон Галенович.
Если правительство промедлит с реализацией возможностей Парижского соглашения, в первую очередь касающихся международной торговли квотами и инвестпроектов между развитыми странами и государствами с переходной экономикой, Россия и отечественные компании потеряют рынок, считает руководитель Центра экологии и развития Института Европы РАН Сергей Рогинко. По сути, это произошло с ратификацией нашей страной Киотского протокола — первого международного документа по климату, закладывающего основы углеродного рынка на глобальном, региональном и локальном уровнях. Промедление в адаптации российского законодательства под нормы Киото привело к тому, что компании не смогли продать неиспользованные квоты на сумму 30 миллиардов евро. Именно такие оценки приводило в 2014 году Минэкономразвития.
В конце сентября на ассамблее в Монреале (Канада) ИКАО должна представить свою систему регулирования выбросов парниковых газов в сфере гражданской авиации. Фото: ecotechworld.de
В качестве иллюстрации своих слов эксперт приводит пример авиаотрасли, на которую приходится два процента глобальной парниковой эмиссии. Этой осенью Международная организация гражданской авиации (ИКАО) должна разработать экономический механизм для регулирования и снижения выбросов парниковых газов в секторе международных авиаперевозок. Сергей Рогинко настаивает на необходимости создания российского эквивалента, направленного на использование российских проектных сокращений для компенсации воздушными судами роста своих выбросов.
«Если не будет введена система ИКАО, то Евросоюз введет свое регулирование. Авиакомпаниям придется платить за сертифицированные сокращения выбросов в развивающихся странах. Это стратегическая ошибка. Вместо того, чтобы придумать офсетный механизм (когда эмиттер должен инвестировать в проекты сокращения выбросов — прим. «Климат России»), который позволял бы российским авиакомпаниям покупать отечественные углеродные единицы, мы будем направлять деньги за границу», — считает эксперт.
Представитель Института системного анализа РАН предложил расширить сотрудничество со странами БРИКС (кроме России в группу входят Бразилия, Индия, Китай и ЮАР — прим. «Климат России»). В совокупности им принадлежит 80% ресурсов биоразнообразия планеты. Совместно с партнерами по БРИКС Россия могла бы реализовывать проекты по снижению выбросов парниковых газов в таких отраслях, как органическая медицина, сельское хозяйство, парфюмерия и др.
По итогам заседания в АЕБ участники подготовили перечень предложений, нацеленных на развитие в России низкоуглеродной экономики, которые были направлены правительству. Главные из них:
- разработать порядок нормативно обоснованного признания пилотных инициатив бизнеса, учета результатов деятельности бизнеса по снижению воздействия на климат в системе государственного регулирования выбросов парниковых газов;
- разработать правила, критерии, требования, руководства, механизмы, единицы и информационно-технологическую платформу заверения и учета результатов действий по снижению воздействия на климат, которые соответствовали бы международным стандартам, были бы совместимы с требованиями систем регулирования выбросов парниковых газов других стран и международных финансовых организаций, а также позволяли бы климатически ответственному бизнесу осуществлять нормативно подтвержденные действия по снижению воздействия на климат, углеродного следа продукции и достижению углеродонейтральности;
- инициировать создание контактной группы по проблемам ограничения и сокращения выбросов парниковых газов Евразийского союза, в состав которой войдут представители бизнеса и общества, наиболее активно и последовательно отстаивающие и практически осуществляющие пилотные меры по ограничению и сокращению выбросов парниковых газов. (Это позволит укрепить и развить взаимодействие, обмен информацией и опытом, выработать согласованные решения и механизмы для выполнения климатических обязательств, развития интегрированной среды и общего пространства выполнения климатических обязательств);
- включить в систему отчетности автотранспорт и отрасль обращения с отходами;
- принять количественные обязательства по ограничению и сокращению выбросов парниковых газов в НДТ;
- расширить перечень НДТ.
«Климат России» благодарит за помощь в подготовке статьи заместителя генерального директора ООО «Экоком», председателя Фонда «Русский углерод» Антона Галеновича
Автор: Александр Титов
Если статья понравилась, то вам могут быть интересны следующие материалы:
— Углеродный рынок как предчувствие. Как страна переходит на траекторию низкоуглеродного развития: инструменты, механизмы и ответ на вопрос, зачем это нужно
— Цена углерода. Сколько стоят выбросы парниковых газов?
— Выбросы превращаются. Как компаниям превратить климатические риски в возможности?
— Что участники ПМЭФ говорили о низкоуглеродном развитии. Сергей Иванов, Сергей Донской, Николай Подгузов и Виктор Вексельберг — об экологии как драйвере экономики