Как заработать на выбросах CO2
Заседание рабочей группы АЕБ по климатической политике. Фото: Ассоциация европейского бизнеса
На прошлой неделе в Ассоциации европейского бизнеса в Москве прошло заседание рабочей группы по климатической политике. Круглый стол «Цена парниковых выбросов: модели, проблемы, предложения» посетили представители российских и международных компаний, департамента природопользования Москвы и ведущие эксперты. «Климат России» расставляет акценты.
Сегодня многие российские компании столкнулись с необходимостью предоставления данных о том, сколько выбросов парниковых газов было произведено в жизненном цикле товаров и услуг. Так, отсутствие данной информации накладывает ограничения на поставки продукции в страны ЕС. А иногда и полный запрет, как в случае с несертифицированной древесиной. Между тем во всем мире уже давно существует возможность оценки и компенсации углеродного следа продукции, что позволяет снизить риски внешнего регулирования, рассказал менеджер отдела корпоративного управления и устойчивого развития KPMG Владимир Лукин.
Сейчас российский бизнес самостоятельно реализует инициативы по ограничению и сокращению выбросов парниковых газов. «Бизнес — одна из заинтересованных сторон, поэтому не стоит ждать решений правительства, нужно двигаться вперед, предлагать свои решения. Наше предложение к Правительству России - разработать порядок признания результатов пилотных инициатив и деятельности бизнеса по снижению воздействия на климат, учесть этот опыт программы при формировании системы госрегулирования», — считает глава рабочей группы АЕБ, заместитель генерального директора компании «Экоком» Антон Галенович.
Выбросы парниковых газов, которые независимо от сектора производит каждая компания, можно гасить целенаправленными сокращениями. Но эти углеродные единицы должны строго учитываться, с бухгалтерской строгостью, отмечает эксперт. В результате фиксации на бумаге или в электронном виде сокращения приобретут статус корпоративного актива, который можно будет реализовать на рынке. Данный шаг позволит стимулировать снижение парниковой эмиссии в масштабе страны, что станет важным фактором при переходе от углеводородной на низкоуглеродную модель развития.
Но кто несет ответственность за выбросы — компания-производитель или конечный потребитель товаров и услуг? Прогрессивная точка зрения — потребитель любой углеродоемкой продукции отвечает за выбросы наравне с производителем. Руководствуясь этим, бизнес может предложить клиентам разделить ответственность за компенсацию углеродного следа приобретаемых товаров и услуг на добровольных началах. Например, в счете от «Мосэнерго» появится строчка, в которой будет прописан вред в СО2-эквиваленте, причиненный окружающей среде при выработки потребленной за месяц электроэнергии. При желании потребитель сможет компенсировать свою долю ущерба. Такая «транзакционная модель» представляет собой механизм прямого образования стоимости выбросов в сделке между поставщиком и потребителем углеродоемких товаров и услуг. Многие авиакомпании уже используют инструмент добровольной компенсации пассажирами углеродного следа. Среди них — Air France, Lufthansa, KLM.
Петр Бублей. Фото: Ассоциация европейского бизнеса
Глава службы экологии «Мосэнерго» Петр Бублей сообщил, что к 2020 году компания снизит свои выбросы парниковых газов до 66% от уровня 1990 года — прежде всего за счет уменьшения потребления угля теплоэлектростанциями и котельными. В результате модернизации у поставщика электроэнергии возникают сокращения. При появлении экономического механизма, позволяющего зафиксировать сниженные выбросы как актив, компания смогла бы его монетизировать, а привлеченные средства направить в энергоэффективные и экологические проекты. Сегодня существует только один способ повышения выручки — тарифы, что бьет по карману рядовых граждан. При этом у компании уже есть опыт по выведению на рынок энергоэффективного проекта. Еще во времена Киотского протокола поставщик пытался реализовать сокращения выбросов парниковых газов, возникших после внедрения парогазовых установок. Но тогда это делать так и не удалось.
Одно из решений проблемы, предложенное на конференции, —добровольный Углеродный реестр, предназначенный для фиксации единиц сокращения как коммерческого актива. Этот инструмент может стать основой национального углеродного рынка, который многим экспертам представляется оптимальным механизмом для модернизации и озеленения российской экономики.
Сергей Ситников. Фото: Ассоциация европейского бизнеса
«Пилотный добровольный Углеродный реестр, созданный Фондом «Русский углерод» совместно с ведущими экспертами, поможет привлечь сторонние инвестиции в экологические проекты предприятий и производств», — отмечает член правления Углеродного реестра, партнер юридической фирмы «Кауза Привата» Сергей Ситников.
По его словам, бизнес уже реализует проекты по модернизации своих заводов, офисов и других объектов, в результате чего снижается уровень парниковой эмиссии. «Зачем упускать возможность получить дополнительную прибыль?» — спрашивает юрист. Благодаря реестру, предъявляющему к сокращениям выбросов строгие критерии, основанные на международных стандартах, бизнес сделает свой актив прозрачным и привлекательным для инвесторов со всего мира. Как результат — возрастет доверие клиентов и их вовлеченность в корпоративную экологическую деятельность. Бизнес сможет разделить ответственность за выбросы с конечным потребителем, предложив ему компенсировать углеродный след продукции, произведенной для его нужд.
Сейчас авторы Углеродного реестра ведут переговоры о расширении международного сотрудничества с Лондонской и Калифорнийской биржами, торгующими углеродными единицами, сообщил один из авторов инициативы, исполнительный директор Фонда «Русский углерод» Алексей Шадрин.
В этом году Москва стала пилотным регионом РФ по снижению выбросов CO2, рассказала представитель департамента по природопользованию столицы Ирина Ширяева. Столичный проект по сокращению парниковой эмиссии развивается на основе действующих городских программ и новых разрабатываемых мер.
Антон Галенович и Ирина Ширяева. Фото: Ассоциация европейского бизнеса
Проект является частью Новой экологической программы Москвы, рассчитанной до 2030 года. Один из главных пунктов — экологизация транспорта: строительство развязок, эстакад, внедрение интеллектуальных систем управления и освещения, а также возобновляемых источников энергии. К 2030-му их доля в энергобалансе столицы хотят довести до 5%. Также столичные власти развивают сферу обращения с отходами. Для этого город заключил со сборщиками мусора долгосрочные контракты на 15 лет с обязательством создания современных мусороперерабатывающих заводов. Еще одна цель — развитие зеленого пояса вокруг Москвы, что позволит увеличить поглощение CO2.
Хотя пока вопрос цены углерода остается открытым, российское деловое сообщество активно работает над решениями по сохранению окружающей среды. Изменение климата — одна из ключевых тем Года экологии—2017, поэтому инициативы в этой сфере будут позитивно восприняты властью и обществом. На следующем заседании рабочей группы АЕБ, которое пройдет в конце августа, участники составят список предложений в области регулирования парниковых выбросов. Следите за новостями на портале «Климат России».
Автор: Александр Титов