«Мусорный» вопрос: почему буксует реформа обращения с отходами?
Несмотря на перенос мусорной реформы, 25 регионов переходят на новую систему обращения с отходами. Фото: ria.ru
С начала 2017-го планировался переход регионов на новую систему организации сбора, транспортировки, обработки и утилизации отходов. Каждый регион к осени 2016-го должен был разработать территориальную схему обращения с отходами, выбрать регионального оператора по обращению с ТКО и утвердить тарифы за вывоз мусора. Территориальные схемы должны включать в себя цепочку данных об отходах, начиная от источника их образования, количества отходов с разбивкой по видам и классам опасности до мест обработки, утилизации, обезвреживания и размещения.
Разработанные Минприроды поправки к закону «Об отходах производства и потребления» были приняты в 2014 году. Они позволяют привлечь инвестиции для строительства и развития инфраструктуры по обращению с мусором, создать замкнутые циклы производства для возврата отходов в хозяйственный оборот и постепенный уход от практики захоронения.
«Нельзя говорить, что вступление всех норм касательно реформы отложили до 2019-го. Перенос сроков — это лишь дополнительное время для регионов, территориальные схемы которых нуждаются в доработке. Приступать к выполнению новых норм субъекты будут по мере готовности, но не позднее 2019 года»,
Эксперт добавляет, что важно доработать территориальные схемы и с точки зрения учета производственно-технологических комплексов, которые будут реально работать в регионах, и с точки зрения учета всех видов отходов, включая промышленные, сельскохозяйственные, медицинские и прочие. «Важно учитывать всю цепочку управления отходами и вторичными ресурсами», — заключает Марьев.
Инфографика: РосЭко / МоскЭко
Телегу запрягли впереди лошади, комментирует ситуацию с «мусорными» преобразованиями член Высшего Экологического совета ГД РФ VI созыва и руководитель рабочей группы по реформе в сфере обращения с отходами Центра общественного мониторинга по проблемам экологии и охране лесов ОНФ Людмила Варфоломеева. Эксперт выделяет две причины пробуксовки реформы.
Во-первых, это отсутствие синхронизации и гармонизации законотворческой политики на федеральном и региональном уровнях. Во-вторых, — недоработки в формировании организационно-экономического механизма реформы, ее «правильной» реализации в регионах, которые оказались не готовыми к ограничительным и запретительным мерам. К тому же — к запрету на захоронение твердых отходов, содержащих полезные компоненты, который должен был вступить в силу с первого января 2017-го.
Отличники и двоечники: отношение регионов к реформе
По оценкам Счетной палаты РФ, на данный момент в стране накоплено около 100 миллиардов тонн бытовых и производственных отходов, которые занимают порядка четырех миллионов гектаров земли. Это сопоставимо с площадью Нидерландов.
«Просто так взять и ликвидировать “мусорные” Эвересты и полигоны ТКО невозможно. Каждый регион с 2017 года будет вынужден решать эту проблему по-своему, исходя из собственных финансовых и организационных возможностей, оценки объективной экологической и санитарно-гигиенической ситуации на конкретном полигоне»,
Раздельный сбор — одно из решений проблемы отходов в крупных городах. Фото: m24.ru
Несмотря на перенос сроков реализации основной части реформенного проекта, ряд субъектов РФ все же заявили о готовности перейти на новую модель обращения с отходами. Первопроходцами стали 25 регионов, сообщает Минприроды. Речь идет о Самарской, Свердловской, Челябинской, Липецкой областях, Ставропольском и Приморском краях, а также республиках Чувашия, Бурятия и других регионов.
Для перехода к новой системе обращения с отходами в перечисленных субъектах, за исключением Московской и Кировской областей, утверждены территориальные схемы, происходит подготовка к выбору регионального оператора по обращению с ТКО.
Разновидности твердых коммунальных отходов в Москве. Инфографика: РосЭко / МоскЭко
Передовым регионом по внедрению инноваций является Липецкая область. Так, в начале февраля на международном бизнес-форуме «Экотехнопарки России» регион представил масштабный проект по строительству межрегионального индустриального парка «Лебедянский». На порядка 60 гектарах земли появятся предприятия по переработке и утилизации отходов, мусороприемные площадки, линия сортировки, полигон захоронения отходов и производства глубокой переработки и утилизации ТКО. Проект поддержали немецкие, австрийские, казахские и российские компании.
Поступающие в технопарк отходы будут проходить четыре этапа: ртутный и дозиметрический контроль, сортировку, утилизацию отсортированного сырья, производство продукции из вторсырья и захоронение остатков на полигоне. Для работы кластера будут созданы системы региональных операторов — юридических лиц, на плечи которых ляжет ответственность за сбор и движение ТКО на определенной зоне. Завершение строительства «Лебедянского» намечено на 2020 год.
«Мусорная» повестка Года экологии
В рамках Года экологии запланирован еще один масштабный проект — «Байкал: великое озеро великой страны». Его цель — построить единую систему управления озером для экологического и экономического развития Байкальской природной территории (Иркутская область, Республика Бурятия, Забайкальский край). Проект рассчитан на 2017-2025 годы и предполагает объединение существующих госпрограмм по Байкалу, а также включение региональных финансовых ресурсов и частных инвестиций.
Волонтеры убирают за туристами мусор на Байкале. Фото: baikal-info.ru
В планах — создание инфраструктуры сбора и переработки отходов в прибрежной зоне и акватории Байкала, реконструкция очистных сооружений в крупнейших источниках загрязнений, создание системы сбора нефтяных разливов и сточных вод для озерных судов.
Под эгидой Года экологии пройдет 600 мероприятий, по итогам которых будет рекультивировано более 20 полигонов ТКО. Помимо проекта технопарка в Липецке, запланировано строительство четырех мусороперерабатывающих заводов в Тюменской области, одного в Саратовской и одного в Волгоградской области. Во всех регионах будет продолжено внедрение системы сбора ртутьсодержащих и опасных отходов. Кроме того, Минприроды обещает создать в 2017-м «народную» карту свалок — открытую информационную систему, где каждый житель страны сможет указать место незаконной свалки и проследить, как идет ее ликвидация.
В эту систему будут интегрированы все региональные аналогичные проекты, включая проект «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) «Генеральная уборка». Его интерактивная карта была создана в 2016 году по поручению президента РФ Владимира Путина.
Карта свалок ОНФ. Источник: kartasvalok.ru
Для составления заявки в проекте «Генеральная уборка» нужно указать координаты свалки или полигона, сопроводив их фото- или видеоматериалами. Также можно сообщить о желании лично поучаствовать в мероприятиях по ликвидации объекта. После обработки заявки представители Народного фронта проведут рейды по указанным местам. В случае подтверждения информации общественники направят запросы в органы власти и надзорные ведомства, чтобы добиться закрытия и устранения свалки.
Еще один пилотный «зеленый» проект Минприроды, утвержденный правительством в декабре, — «Чистая страна». Он подразумевает строительство четырех мусоросжигательных заводов в Подмосковье и одного в Татарстане. Термическая утилизация твердых бытовых отходов распространена в странах Прибалтики и Скандинавии. Так, 99% своего мусора Швеция сжигает с целью получения электроэнергии.
«У нас появляется новый источник возобновляемой энергии. Это мусор, которого нам хватит всегда. Потому что количество мусора в будущем будет только увеличиваться, а не уменьшаться. Вот вам прекрасное топливо»,
Однако ряд экспертов считают, что при термическом разложении трех тонн относительно безопасных отходов образуется тонна токсичной золы. Вместе с тем уничтожается ценное вторсырье, которое можно использовать повторно.
«Требуется серьезный экспертный анализ и проверка. Мусоросжигательные заводы не только экологически опасны, но и экономически неэффективны, — поясняет Людмила Варфоломеева. — Есть гораздо более экологичные альтернативы. Например, разработка Росатома по плазмохимической утилизации отходов в комплексе с предварительным отбором полезных фракций как на этапе сбора, так и на этапе сортировки и утилизации отходов», — говорит эксперт.
Количество отходов в расчете на одного москвича в год. Инфографика: РосЭко / МоскЭко
Общий объем финансирования проектов по борьбе с отходами, включенных в план Года экологии, составляет более 347 миллиардов рублей. В том числе из федерального и региональных бюджетов — 156 млрд руб. Также власти рассчитывают привлечь внебюджетные средства в размере 191 млрд рублей.
Решение мусорной проблемы требует активной поддержки со стороны граждан и бизнеса. Запланированные проекты покрывают практически все регионы России и предусматривают различные формы участия. А некоторые из инициатив открывают перед компаниями маркетинговые и коммерческие возможности. Нужно помнить, что Год экологии — это шанс сделать страну чище и комфортнее для жизни.
Автор: Татьяна Кондратенко
Редакция благодарит проект РосЭко / МосЭко за предоставление инфографики.
Читайте лучшие статьи «Климата России»:
Изменение климата уже здесь. 10 реальных последствий глобального потепления
Байкал на краю катастрофы. Почему ученые бьют тревогу о состоянии крупнейшего в мире пресного водоема?
Блокчейн-революция в экологии. Российский стартап впервые в мире применил блокчейн для реализации экопроектов